Все новости

УЧИТЕЛЯ VS РОДИТЕЛИ: КТО ПРАВ, А КТО ВИНОВАТ?

УЧИТЕЛЯ VS РОДИТЕЛИ: КТО ПРАВ, А КТО ВИНОВАТ?

На прошлой неделе, после прямого эфира в Instagram государственной телерадиокомпании «Кузбасс», в Сети разразился педагогический скандал. Известная кузбасская телеведущая Анастасия Рева назвала региональные школы «говном» и не стеснялась в выражениях, высказывая своё мнение об учителях. Редакция Толк 42 решила дать обеим сторонам – родителям и учителям – высказать свою точку зрения, опираясь на законы, мнения, а также на конкретные данные одной из кузбасских школ о занятости педагогов и их зарплате.  

Школы «говно», а педагоги прибедняются: с чего всё началось.

Главная претензия заместителя директора ГТРК "Кузбасс" - преподаватели в школе совершенно не занимаются детьми и сваливают всё на родителей. А Рева считает, что родители не должны заниматься дома с ребёнком.

«Учителя зарабатывают больше чем шахтёры, я вам скажу. А знаете почему? Потому что они в школе ни**ра не делают, на родителей всё сваливают. Родители приходят вот с такими головами и делают за детей уроки, потому что якобы наша система образования говорит о том, что, ребятушки, вы должны заниматься с детьми. Я никому ничего не должна. Я должна ребёнка накормить, напоить, причесать, одеть-обуть, заниматься доп. образованием. А вы давайте, пожалуйста, научите ребёнка читать, писать английскому. У меня ребёнок поступил в президентское. Чтобы поступить туда, мы занимались с репетиторами. Я до**ра денег туда ввалила, потому что в школе ему дали ровным счётом ничего», - утверждает телеведущая.

 

Анастасия заявила, что все педагоги «прикидываются, что они мало зарабатывают». Может быть, в школе у них зарплата не выше 26-30 тысяч рублей в месяц, но «они приходят и хапают бабки на репетиторстве». По её словам, одно занятие стоит 500-600 рублей, поэтому учителям не следует «плакаться, что у них маленькие зарплаты». Рева согласилась с супер загруженностью педагогов, но подчеркнула, что «это их работа и прямая обязанность».

«Школы у нас говно. В школах ничему не учат. Если ребёнок талантливый, они, конечно, в него вкладываются – олимпиады там, то-сё. Но извините, из 100 человек один-два детей, которые дарованные, а остальная масса детей идите на фиг. Начальная ещё, может быть, с натяжечкой. Если ребёнок немножко не простой, не очень талантливый в их понимании, то он на фиг никому не нужен», - рассказала в прямом эфире Анастасия.

Спустя несколько дней после скандального эфира Анастасия Рева принесла извинения учителям, родителям, подписчикам Instagram. При этом она отметила, что слова были вырваны из контекста. Только вот ролик, который распространили в соцсетях, длится три минуты без склеек и монтажа.

В видеообращении с извинениями замдиректора ГТРК отметила, что раз её высказывание вызвало такой резонанс, значит, людям небезразлична тема образования, проблему нужно обсуждать. Сложно не согласиться, поэтому будем разбираться.

Что «дали», то и «взяли»: немного о работе учителя.

Для полноты картины мы пообщались с учителями одной из кузбасских школ и узнали, из чего именно складываются зарплаты педагогов, сколько часов они проводят в школе.

Итак, норма преподавательской работы на учителя составляет 18 часов в неделю – это стандартная ставка по заработной плате. Но у всех опрошенных нами учителей количество часов непосредственного ведения уроков не менее 28 – 55. К этой нагрузке добавляются совещания, собрания, проверка тетрадей, заполнение журнала, подготовка к занятиям (планирование уроков, подготовка дидактического материала и т.д.). В среднем, ещё плюс 20-30 часов в неделю. Кроме того, педагогов периодически отправляют на всяческие курсы переквалификации, вебинары, самим учителям часто приходится изучать дополнительную литературу. Существует такое понятие как «дежурство» - это сопровождение детей на экзамены. У некоторых специалистов ещё есть дополнительная нагрузка в виде классного руководства. Также необходимо учувствовать в подготовке различных мероприятий, делать отчётную документацию, которую периодически запрашивают инстанции.

Так из чего складывается зарплата учителей? Ставка, которая зависит от категории (первая категория-9447 руб., высшая категория-10190 руб., без категории-8152 руб.) + заведование кабинетом (примерно 900 рублей) + проверка тетрадей (10%-15% от ставки) + районный коэффициент + стимулирование (это баллы, которые учителя могут зарабатывать, участвуя в конкурсах профессионального мастерства, стоимость балла – от 30 рублей) + классное руководство, если есть. В результате, всё перечисленное со стандартной ставкой часов «тянет» на 14-15 тысяч рублей в месяц.

Чем выше учительская категория – тем выше ставка, больше уроков – возрастает и зарплата. Но тогда встаёт вопрос о нагрузке, с которой не всегда можно справится.  

«Одна ставка - это 18 часов в начальном или старшем звене. Но при такой нагрузке зарплата учителя будет не более 15 тысяч рублей и минус всевозможные подоходные и профсоюзные вычеты. На такую зарплату учитель прожить не сможет, особенно если воспитывает ребёнка в одиночку – нередки и такие случаи. Поэтому учителя вынуждены брать очень большую нагрузку. В нашей школе минимальная нагрузка у учителя по начальному звену – это 28-30 часов, практически две ставки. В среднем звене из-за нехватки педагогов встречается нагрузка и в 46, и в 55 часов. При таком режиме учитель приходит на работу в 7:30 и уходит из школы поздним вечером. Ведь помимо преподавания, ежедневно они обязаны проверить тетради и подготовиться к следующему дню – план, презентация, наглядный материал. Таким образом весь световой день учитель проводит в школе», - рассказали педагоги.

В среднем, учитель получает 21-25 тысяч рублей. Молодые специалисты, не имеющие ни опыта, ни стажа работы, о таких зарплатах могут только мечтать.

Теперь разберёмся с учебной программой. Каждый родитель сталкивался с тем, что в учебниках даны такие задания, на которые не каждый взрослый найдёт ответ, не то что ребёнок. Начинаются вопросы, зачем школа выбрала такую сложную программу. Да, учебники и образовательная программы выбираются на методических объединениях: преподаватели согласовывают, по каким учебникам заниматься, а затем директор утверждает выбранное направление. Но выбирать учителям приходится из того, что им предлагают «сверху» - все программы и учебники утверждаются на федеральном уровне.

Немного о подготовке детей к ЕГЭ и ОГЭ. Учителя утверждают, что школьная программа не предусматривает подготовку к экзаменам. По их словам, обучение в школе должно быть направленно на разностороннее развитие ребёнка. Уроки «заточены» на развитие у ребенка логики, творческого потенциала, нестандартного мышления. Но по факту, преподавание в девятых-одиннадцатых классах превращается в механическое зазубривание в преддверии экзаменов.  

 «ОГЭ и ЕГЭ – это работа не столько интеллектуальная, сколько механическая. Зазубрить, отработать - и все. А программы нацелены на выработку творческого, логического и др. подходов по учебным пособиям, совершенно для этого неподходящим. В данном случае учителя и дети оказались заложниками экспериментов в сфере образования», - утверждает один из кузбасских учителей.

Что должны и не должны учителя и родители по закону.

Для более объективной оценки происходящего в диалоге между учителем и родителем во время обучения мы обратились к «Семейному кодексу Российской Федерации» и федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Там четко указано, что основная ответственность за развитие и образование детей всё-таки лежит на родителях.  

«Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования», - говорится в Семейном кодексе.

В законе об образовании также сказано, что родители обязаны обеспечить детям получение общего образования, а также уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Кроме того, сказано, что необходимо соблюдать правила внутреннего распорядка организации. Не значит ли это, что помощь в уроках ребёнку и есть некое соблюдение правил? Ведь домашнее задание также входит в обучение.

В свою очередь, педагоги обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объёме реализацию преподаваемых учебных предметов в соответствии с утвержденной рабочей программой. Также они должны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. При этом педагоги систематически повышают свой профессиональный уровень и проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании. Учителя развивают познавательную активность детей, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формируют гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира.

Сколько людей, столько и мнений.

Несмотря на то, что заявления телеведущей вызвали у многих кузбассовцев положительный отклик, нашлись и те, кто с ней не согласен. Вот некоторые мнения.

Как вы считаете, только ли учитель ответственен за знания ребёнка, полученные в школе?

«На педагоге лежит большая ответственность, но не менее ответственны родители. После школы нужно контролировать, насколько хорошо ребенок усвоил материал, всё ли ему понятно. Если возникают трудности -  пытаться самостоятельно объяснить непонятную тему ребёнку или попросить помощи учителя», - утверждает мама пятиклассника.

Вы согласны с тем, что учителя ничего не дают детям?

«Не могу утверждать, что учителя ничему не учат детей. На мой взгляд, на педагогах лежит огромная нагрузка. Им особенно тяжело с учётом того, что дети сейчас сложно воспринимают информацию, большинство из них невнимательны, избалованы, к каждому нужно найти подход. У детей утерян авторитет учителя. А на педагогов повесили целую кучу бумажной волокиты. И, скорее, если они чего и не додают, то не совсем по своей вине, а из-за огромного количества канцелярщины, - убеждён отец Мити.

Встречали ли вы некомпетентных учителей у ваших детей? Как вы поступали?

«Пока не встречала, так как моя дочь учится в 3-м классе, и все учителя прекрасно справляются с процессом обучения. Но на родительских собраниях педагоги жалуются на плохое поведение детей, на отсутствие дисциплины, а также на повторение материалов, потому как у большинства детей плохая память и они с трудом воспринимают материал. Лично мой ребенок с легко учится. Если ей что-то непонятно, мы разбираем это дома, но такое бывает редко, так как, по её словам, учителя объясняют всё очень понятно», - поделилась своим опытом молодая мама.

Какие обязанности перед родителями стоят в части образования?

«Считаю, что родителям нужно контролировать обучение детей, чтобы не возникало недопонимания, чтобы вовремя заметить какие-то сложности и своевременно их скорректировать. В моем понимании родитель - тот человек, у которого ребенок может всегда попросить помощи в учебном процессе. Нагрузки сейчас большие, некоторые задания из учебной программы предполагают помощь родителей. Обучение - это процесс, в котором комплексно взаимодействует не только ученик с учителем, но и родители», - ответила одна из наших читательниц. 

Мы выяснили, как родители помогают своим детям в учёбе. Кому-то приходится только проверять уроки и изредка помогать своему ребёнку, если у него возникают проблемы. У некоторых родителей на это уходит по два-три часа в день. Но есть категория занятых родителей, у кого времени на уроки нет, потому что они озабочены тем, как прокормить, одеть и обуть ребёнка. Как правило, негативный отзыв о работе учителей, схожий с мнением кузбасской телеведущей, мы слышали именно от таких родителей.

Вы считаете, что только школа и учителя должны давать вашему ребёнку образование?

«Нет, ну а зачем тогда дети ходят в школу, если не за знаниями? Ежедневно они там проводят по полдня. Неужели за это время учителя не могут им объяснить программу? Почему я должна сидеть со своим сыном и выполнять обязанности учителей, учитывая то, что училась я давно и просто не помню многое из школьной программы. Поэтому многие вынуждены нанимать репетиторов для подготовки к экзаменам», - поделилась мама девятиклассника.

Что ж, сколько людей - столько и мнений. И давайте не забывать о том, что дети тоже все разные - кто умнее, кто-то талантливей, кто-то силён в математике, но не может освоить историю, а у кого-то потенциал в гуманитарных науках. И если сами родители не будут учитывать эти факторы, то в дальнейшем всё будет выглядеть так, будто школа чего-то не додала.

И что в итоге?

В итоге, за взаимными претензиями и укорами где-то затерялись дети, ради которых образование должно работать. Но в условиях современной реальности система периодически подкидывает учителям новые задачи, увеличивая нагрузку, но никак не оплату труда. И родители, в свою очередь, загнаны в рамки, где им приходится только и делать, что зарабатывать деньги.

Единственный выход – это уважение друг к другу. Верный способ решить проблему – найти баланс между взаимодействием учителя, ребёнка и родителей. Эта схема никогда не будет работать только с одной стороны.