Статьи

Драчёнино: место, где умирают автобусы?
Драчёнино: место, где умирают автобусы?

На прошлой неделе в Кузбасс пришли первые автобусы  «Volgabus» производства ООО «Бакулин моторс групп». Машины приобретены по поручению губернатора Сергея Цивилёва и переданы в Кемеровскую транспортную компанию (АО «КТК»).

Как жителей Ленинск-Кузнецкого новость удивила – у нас ведь свой автобусный завод Yutong под боком, в Драчёнино, его с такой помпой открывали в декабре прошлого года, обещали по две тысячи штук выпускать… Что случилось? Где автобусы?

«Кузбасс-Авто» - завод милейших людей

 

В поисках ответов я поехала на завод. Заранее созвониться с руководством не удалось – в интернете отсутствовали какие-либо действующие телефоны автозавода, поэтому в 7-45 я была у проходной. Бдительный охранник немедленно появился из КПП, когда заметил в моих руках фотоаппарат. Приветливо расспросил, «чьих я буду», и проинформировал, что директор сейчас подъедет. Десятиминутное ожидание, и вот с трассы к воротам подъезжает красный микроавтобус. Mersedes, не Yutong. Небольшое оживление у поста охраны и в сопровождении специалиста по кадрам Марианны  Мокиной меня приглашают в заводоуправление. Кофе, конфеты, блокнот в подарок – приятно.

Интересуюсь, почему на кузбасских дорогах не видно китайско-кузбасских автобусов.  Проявляю осведомленность: когда будет получен ОТТС из НАМИ?, чем окончательно располагаю к себе руководство. Поясню для всех. ОТТС или «Одобрение типа транспортного средства» — это сертификат, оформленный на специальном бланке, форма которого утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии. Он выдается как на отдельную партию автомобильной техники, так и на ту, которая выпускается серийно (на производство), и содержит полное описание ее рабочих, технических и эксплуатационных характеристик. Фактически данный сертификат удостоверяет, что импортируемая техника полностью соответствует действующим на территории Таможенного Союза требованиям безопасности и стандартам экологии. То есть он подтверждает, что качество данного транспортного средства позволяет эксплуатировать его на наших дорогах. А НАМИ – это институт, который выдает подобные сертификаты. Изначальное название учреждения - "Научный автомоторный институт" теперь называется чуть сложнее, "Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт".  

Как вы уже поняли, этого самого ОТТС из НАМИ у кузбасского производителя газомоторных автобусов нет как нет. А это – основной документ, дающий право продавать автобусы на территории России и стран Таможенного Союза. Производить можно, но как бы в стол, на склад, потому что ни продать, ни даже вывезти с территории завода автобусы без этой бумажки невозможно.

В разговоре с сотрудниками всплыла еще одна аббревиатура – САТР-Фонд, мол, оттуда ждут документы. Уже в редакции посмотрела информацию на эту организацию, похоже, дублер НАМИ. Да уж, похоже, история с сертификацией китайских автобусов еще более сложная, чем представлялась вначале.

Директор ООО «Кузбасс-Авто» Валерий Иванович Бухтояров – милейший человек – разводит руками на вопрос, когда же будут получены необходимые документы. «Это в компетенции специалистов Москве, - говорит он. – Сроки постоянно сдвигаются. Здесь, на месте, мы полностью готовы к работе». Валерий Иванович с гордостью рассказал об автобусах, которые уже как год планируется массово собирать на линии его завода. Семиметровые, 22 посадочных места, 7 печек, 140 «лошадок» под капотом, дизели – красавцы!

«Может, место проклято…»

 

Но завод стоит. Большинство сотрудников отправлены в вынужденные отпуска, получают 2/3 от зарплаты. Строительство второй очереди завода под вопросом – инвестор Шамиль Мингазов, бывший генеральный директор ОАО «Заинский сахар», с февраля под следствием, сидел в СИЗО, сейчас под домашним арестом. В интернете пишут, что он втянут во внутрисемейные разборки. Мол, Мингазов обидел бывшего тестя Ильшата Фардиева, очень влиятельного человека в Татарстане, и развелся с его дочкой. Фардиев рассердился не на шутку и теперь владельцу ООО «Кузбасс-Авто» Шамиль Мингазову предъявляют 113 млн. похищенных рублей у сахарного завода. Хотя кто их там разберет, кто у кого и что похитил – суд разберется.

А завод стоит. Новые цеха, модернизированные сборочные линии, 50 машино-комплектов, 150 работников… Как так случилось, что завод был запущен, а основного документа, сертификата ОТТС, у него не было? Просчет инвестора или недочет местного руководства?

Или просто место неудачное, ведь это уже второе производство автобусов, которое пытаются запустить в Драчёнино. «Проклятое место», - то ли в шутку, то ли всерьез сказал один из сотрудников.

 

Первое – производство Hyundai County – накрылось медным тазом в 2014 году после того, как основной поставщик в Корее забастовал, перестал снабжать машино-комплектами кузбасский сборочный завод. Тогда восемь месяцев вынужденного простоя вылились в банкротство «Кузбасс-Авто». Более сотни специалистов, которых специально обучали работе на конвейере, остались ни с чем.

Тем временем, в Кузбассе всерьез взялись за обновление автопарка. В текущем году заключены контракты на поставку 152 автобусов для всей области (70 – ПАЗ, 41 – Volgabus, 41 – НЕФАЗ). Уже поступил 91 автобус. Срок последней поставки – март 2020 года. Дополнительно будут закуплены 50 автобусов в рамках подготовки к чемпионату WorldSkills Russia. Они придут в июне 2020 года. На эти цели направлены около 828 млн. рублей из областного бюджета. Часть этих средств могла бы поступить на счета «Кузбасс-Авто». Могла бы, но не поступит. Правильно, завод стоит.

Елена Понкратова