Статьи

Совсем неэкономно: водителей BlaBlaCar хотят обложить налогом
Совсем неэкономно: водителей BlaBlaCar хотят обложить налогом
Зачастую, отправляясь в дальнюю поездку на автомобиле, мы ищем кого-то в попутчики, чтобы разделить расходы на бензин и тем самым сэкономить. Однако Налоговая служба считает, что подобный вид экономии приносит людям доход, который должен облагаться налогом.

В поисках экономии

Федеральная налоговая служба совместно с Минфином России намерены разработать документ, в рамках которого разработать механизм уплаты водителями, перевозящими попутчиков за деньги в рамках различных сервисов совместных поездок, налог НДФЛ в размере стандартных 13%. И первым под удар попадает известный сервис BlaBlaCar.

В настоящее время происходят согласование и доработка законопроекта, цель которого заключается в регулировании сферы карпулинга. Но, несмотря на то, что законопроект еще находится на согласовании, платить налог водители обязаны уже сейчас. И здесь совсем неважно то, имеет водитель официальный статус ИП или нет.

Дохода нет – плати налог

Многие задаются вопросом, что же теперь будет с сервисом? Подорожают ли поездки через BlaBlaCar и прочие подобные сайты?
Изначально BlaBlaCar и прочие сервисы создавались с целью снижения расходов людей на поездки и путешествия и для улучшения логистики. Очень многие водители, имея свободные места в машине, берут с собой попутчиков, с которыми они смогут скинуться на бензин и, тем самым, сократить собственные расходы. Такой подход делает поездку удобной и выгодной для всех. И именно так обычно и происходит: попутчики оплачивают часть стоимости бензина и все. Никакого дохода водителю это не приносит. Однако чиновники почему-то полагают иначе.

По мнению ФНС и Минфина, та небольшая плата за поездку, компенсация части расходов на бензин попутчика, является выручкой для водителя, а значит, является и доходом физического лица, которое должно облагаться налогом НДФЛ в размере 13%. И этот доход не освобождается от налога.

Минфин в этом вопросе ссылается на статью 217 Налогового кодекса РФ, где содержится полный перечень доходов граждан, освобожденных от уплаты НДФЛ. Однако в этой статье ничего не сказано о совместных поездках с целью экономии расходов. Поэтому подобный вид экономии (по мнению Минфина и ФНС) считается доходом, подлежащим налогообложению. Также ссылается Минфин и на статью 210 НК РФ, пункт 1, где сказано, что при определении налоговой базы по НДФЛ должны учитываться все доходы налогоплательщика, полученные им не только в денежной, но и в натуральной форме.

Зарегламентировать всё

Действующее законодательство никак не регулирует подобные отношения, поэтому возникла необходимость в новом законе, проект которого уже подготовлен и находится на согласовании. Благодаря этому закону будут отрегулированы и вопросы налогообложения, и определенный порядок взаимодействия водителей со своими попутчиками и пассажирами.

В частности, в новом законопроекте будет четко прописано:
• что водитель в рамках карпулинга сможет делать не большее двух перевозок в сутки;
• что оплата от пассажиров и попутчиков должна приниматься водителем только в виде безналичного расчета. Если же оплата производится наличными, то водителю необходимо оформлять ИП или статус самозанятого лица и устанавливать кассовый аппарат;
• если водители будут заниматься коммерческими рейсами, то их аккаунты на сервисах карпулинга будут блокировать.

Также в новом законопроекте сказано, что плата за бензин, внесенная попутчиками, является доходом водителя, облагаемым НДФЛ. Конечно, собирать этот налог непросто, поэтому для упрощения администрирования и улучшения собираемости налога все сервисы карпулинга планируется сделать налоговыми агентами с той целью, чтобы они удерживали налог с водителей (со всех платежей) и перечисляли в бюджет.

Конечно же, при условии такой работы водители будут вынуждены сумму налога включить в стоимость поездки и суммы, которую они будут собирать с попутчиков. В результате чего теперь стоимость карпулинга станет выше не менее чем на 13% (на ставку НДФЛ), что сделает совместные поездки уже совсем невыгодными. Однако для Минфина намного важнее не экономия граждан, а наполняемость государственной казны.

Мария Каменская